Пятница
29.03.2024
Категории
Однодневные походы [25]
Отчеты о туристических походах проведенных в рамках одного выходного дня.
Походы с детьми [8]
Туристические походы для детей возрастом от 5 до 12 лет.
Экскурсионные путешествия [4]
Отчеты о туристических поездках в другие города с осмотром достопримечательностей и музеев.
Водные походы [5]
Многодневные походы [41]
Отчеты о походах где есть хоть одна ночевка.
Погода

влажность:

давление:

ветер:

Туристская группа "Непоседы"

Главная » Статьи » Многодневные походы

Комбинированный водо-пеший поход по р. Ворскла.

Несколько лет назад я должен был участвовать в водном походе по Ворскле. К сожалению, здоровье не позволило тогда реализовать эту задумку. Не могу сказать, что я расстроился по  этому поводу. В тот период он должен был стать третьим походом за короткий период.  Ну что я не видел в этой байдарке. Сидишь себе и гребешь веслами. Медленно меняется пейзаж. Ноги и попа затекают от многочасового сидения. Скукотища - одним словом. Но в этот раз все вышло совсем по-другому.

Надвигались майские праздники с их четырьмя выходными. Пропускать такой шанс было нельзя и нужно было идти в поход. В харьковской области вроде уже все истоптано. Надо было выбираться в соседние области. С прошлого года на полке в гараже скучала байдарка, поэтому решено было идти по воде. Чтобы избежать «мозолей на заднице» решил разбить поход на два этапа: водный и пеший. Два дня гребем и два дня пешком. Но тут возникает вопрос. А куда байдарки? С собой тащить что ли? Вот и родилась идея устроить комбинированный поход. Группа делиться на две подгруппы. Пока одна гребет в поте лица, вторая идет пешком. В середине маршрута подгруппы встречаются  и меняются. Вторая садиться в лодки, а первая продолжает путь пешком.

Отличная идея. Решается сразу куча вопросов. Про транспортировку лодок я уже говорил. Разнообразие впечатлений всегда благотворно влияет на восприятие и воспоминания о походе. Кроме всего прочего такой подход позволяет «скудными средствами» решить масштабные задачи. Так, имея всего две байды тройки можно устроить поход  для 12-ти человек.  Впечатляет. К тому же присутствует еще один очень интересный фактор. В таком формате группа собирается в полном формате всего три раза: в начале маршрута, в середине, когда надо меняться лодками и в конце маршрута. Более радостных встреч я не видал еще. Одна подгруппа хочет поскорей вылезти из байд, а вторая поскорей залезть.

Группа разделилась на подгруппы таким образом. Одна была сформирована Андреем Бакуменко (ASDF) из его студентов, а вторая - солянка сборная из непосед. В самый последний момент по разным причинам отказались от участия два участника, и мне пришлось срочно искать им замену. Перед выходом группа выглядела следующим образом:

1. Андрей.

3. Костик.
  4. Андрей.

Приглашенный гость Антон.

К месту старта добирались  электричками с одной пересадкой в Люботине. В общем, не могу сказать, что это очень тяжело. За то, какое облегчение бюджету походу. Всего 22 грн. И мы в Сумской области у моста.  Мост нынче охраняется, поэтому встать у реки нам не удалось. Разбили лагерь в лесу, недалеко от станции куда прибыли. Там же и лодки собирали, а потом собранные несли к мосту и ставили на воду. Так лучше, чем мозолить глаза военным. Кстати они очень нервничают, когда ночью кто-то пытается пройти на байде под мостом. Вплоть до открытия стрельбы.  Переходить мосты пешком тоже стало проблематично. Или не пускают вообще, или надо договариваться и проходить в сопровождении. Справедливости ради надо заметить, что все эти спорные моменты решались на человеческом уровне без денег. Эта тема «дать денег» вообще не всплывала.

Утром, все вместе собрали лодки, спустили их на воду и разошлись по своим маршрутам. Андрюха со своими студентами пешком, а мы на байдах. В районе моста река очень широкая. Имеет много рукавов и заток. Возникает некий водный лабиринт. Ориентироваться по карте километровке просто невозможно.  Надо печатать спутниковые снимки или как мы, отдаться на милость течению и идти туда, куда течет вода. Повинуясь основному течению, мы забрались в камышовые заросли. Это похоже на езду по горному серпантину. Все время крутые повороты при том, что скорость течения  не маленькая.  Два раза наш путь преграждали поваленные стволы деревьев. Приходилось раздеваться и вылезать из лодок, чтобы пропихнуть их через преграду. Если первый раз было не очень глубоко, мальчикам как раз по то, чего нет у девочек, то во второй раз пришлось балансировать на подтопленном бревне, перетаскивая байдарку, потому что было глубоко и течение быстрое.

Русло Ворсклы в этом районе окаймлено густыми зарослями камыша высотой метра четыре. То и дело справа и слева подходят тропинки, по которым дикие животные подходят на водопой. Скорее всего, это дикие кабаны, потому что  нам на этом участке встретилось три туши утонувших  в воде кабанов. Мне приходилось ранее встречать живых кабанов и надо сказать, что кабан-утопленник не менее страшен, чем живой. Выглядит правда не серым, а синим. Местами камыш повален ветром и мешает пройти по руслу. Тут фокус как с бревном не проходит. Глубоко и опереться не на что, чтобы встать и толкать лодку. Приходилось сидя в лодке проскребаться по камышу. Сантиметр за сантиметром.

После прохождения лабиринтного участка река становиться более спокойной и широкой. Как-то совершенно незаметно мы проскочили за день 25 км.  И вышли к месту нашей второй ночевки в районе моста в Климентьево.  Место там хорошее. Тихое. Мимо нас  то и дело проплывали группы байдарочников, которые опоздали занять это место для ночевки. Надо сказать, что байдарочников на реке было довольно много. Праздники все-таки. Целые караваны коммерческих туристов. Пузатые, пьяные дядьки, держащие в одной руке весло, а в другой пиво, и женщины в панамах строгающие салаты из капусты на привалах.

Лагерь разбили быстро. Когда маленькая команда, то нет необходимости делить обязанности или очередь дежурства. Каждый делает то, что может и нужно для группы прямо сейчас. Нет необходимости кем-то руководить. У меня и у Вовчика палатки однослойные, фестивальные. А вечером с неба начинал срываться мелкий дождик. Поэтому мы сдвинули наши палатки и укрыли их большим тентом.  Утром, когда мы проснулись, все было укрыто густым туманом, который потом выпал щедрой росой. Наверное не надо говорить, что все что было не под тентом было насквозь мокрое. Хорошо, что местность открытая и утреннее солнце быстро все просушило.  Пока мы собирали лагерь по реке стали проходить караваны байдарочников. Кто-то из них были наши вчерашние попутчики. Кто-то новенькие, только что спустившиеся на воду.  Мы тоже торопились.

В этот раз я решил поменять экипажи лодками. Если вчера мы шли на Салюте-3, то сегодня пересели на Таймень-3. Принципиально разницы нет никакой. Просто лодки ведут себя чуть по разному. Хотелось эти нюансы прочувствовать. Собрались. Погрузились. Отчалили. Река перестала быть разливной. Она приобрела вполне четкие берега. Иногда настолько узкие, что Ворскла набирала скорость и проносила нас на крутых поворотах, словно мы бобслеисты мчащиеся по трассе.  Все чаще и чаще начинали попадаться препятствия в виде поваленных деревьев и подводных коряг. Понятное дело, что просто так такая гонка закончиться не могла. Она и не закончилась.

Я еще не упоминал, что с нами была такса по кличке Ника. Обычно она плыла в моей лодке, но иногда ей становилось скучно и тогда ей очень хотелось перебраться в другую лодку в Вове и Юле. Мы с Леной этому не препятствовали. Но сидеть просто Ника не могла. Ей обязательно надо было ходить по лодке, выбираться на борта и по ним переходить, то на нос, то на корму. И вот в один момент, когда Ника была на корме впереди идущей лодки и жалобно на нас смотрела, чтобы мы опять взяли её к себе, произошло ЧП. После довольно крутого и стремительного поворота на пути первой лодки возник завал из деревьев. Стараясь маневрировать, чтобы не врезаться в ветки Вова и Юля активно загребли веслами. Байдарка накренилась и Ника не удержавшись на гладкой шкуре рухнула в реку. Она полностью скрылась под водой и несколько секунд не показывалась. Река нас несла к месту падения. К счастью, над водной гладью появилась перепуганная морда собаки. Мы пытались подгрести к ней, чтобы подобрать, но она начала грести к  берегу преодолевая довольно стремительное течение. Берег был крутой, даже можно сказать обрывистый. Вылезти у собаки не было никаких шансов.  Мы с Леной попытались приблизиться к берегу, но река закрутила нас и отбросила дальше вниз по течению. Последнее что я успел увидеть, что собака сумела зацепиться передними лапами за выступающие корни деревьев, спускающиеся  по обрывистому берегу вниз к воде и повисла на них.  Мы судорожно загребли к берегу выискивая место, где можно причалить. Как только река позволила я выскочил на землю и помчался к месту, где Ника должна была висеть на корнях. Я страшно боялся добежать до того места и увидеть, что собаки там нет. К счастью она была там. Держалась она за корень всего одной лапой, а стремительное течение захлестывала её морду. Я наклонился и с облегчением вытащил её из воды за шиворот. Коснувшись земли она отряхнулась и пошла к лодке по моим следам. Только возвращаясь назад, я осознал через какие заросли крапивы и колючек а пробежал и не заметил. В лодке нас радостно встретила Лена, которая очень волновалась за нас обоих. После этого Ника уже не бегала по бортам и за пределы грузового отсека не выходила.

Однако это не последние приключения у нас на пути. Буквально через несколько минут река поднесла нас к повороту на котором столпились люди. На берегу стояло несколько мужчин и энергично размахивая руками подсказывали впередиидущим Вове и Юле как пройти коварный поворот. Женщины и дети перебирали груду вещей упакованных в синие полиэтиленовые мешки. Около пяти лодок стояло на берегу, а их экипажи шастали по берегу поднося какие-то тюки. Наши проскочили поворот и течение понесло их дальше. Подошла наша очередь входить в поворот. Нам с берега кричали, чтобы мы держались левой стороны. Оно и правда, после резкого левого поворота лодку выносит на правую сторону, где под водой лежит коряга, которая совсем недавно стала причиной опрокидывания байдарки. Это с неё собирают по берегу  и складируют  пожитки. Нам приходиться напрягаться, чтобы не наскочить на корягу. Течение быстрое и оно несет нас дальше. То справа, то слева подводные коряги и поваленные деревья. Приходится активно маневрировать чтобы уклониться. На одном из поворотов все-таки наскакиваем на подводную корягу и крепко садимся. Шкура трещит. Первая мысль – нет ли течи? Не пробита ли шкура? Вода в лодке вроде не хлещет и это хорошо. Теперь надо как-то слезть с коряги. Прощупываю дно, но весло сносит сильным течением и до дна оно не достает. Лена нервничает. Она прямо таки пятой точкой  чувствует ту корягу, на которой мы сидим. Приходиться раскачивать лодку и к нашему большому облегчению байдарка соскакивает с неё, и подхваченная течением несется дальше.   Не успеваем и практически боком врезаемся в дерево, которое перпендикулярно перегораживает реку. Выбираясь из под  веток вижу в реке еле видную лопасть весла. Первая мысль – это наши потеряли, надо вытащить. Хватаюсь за весло, но сильное течение тащит нас дальше без шансов удержать его. Отходим к спокойной воде.

Нет. Так нельзя. Это ведь весло. Оно может быть нашим или с той байдарки, которая перевернулась.  Мы с Леной разворачиваемся и преодолевая течение подходим к тому злополучному дереву. Не с первого раза, но нам удалось закрепиться и я начал выковыривать утонувшее весло из паутины веток. Бинго! Оно у меня. На берегу стоит мужчина с девочкой и умоляюще на нас смотрят.  Наверное это все же их весло. Просят отдать. Выбрасываю весло на берег, но все же не до конца уверен, что оно не наше. Надо догнать ребят и проверить. Всего за двумя поворотами в тихой заводе нас ждут Вова и Юля. У каждого по веслу. Отлегло. Наши в порядке и весла на месте. После короткого отдыха идем дальше.

Река быстро успокаивается. Русло расширяется и течение становится тише. Как-то совсем быстро мы подходим к мосту у Чернетчено. Тут на хорошем и оборудованном пляже мы делаем привал на обед и дожидаемся встречи с Антоном. Он не заставляет себя долго ждать. Присоединившись к нашему обеду он очень быстро влился в наш маленький коллектив и даже порывался сесть за весла, но для чистоты похода мы ему не позволили. Максимум, что мы могли ему доверить, так это держать Нику.

Дружно взявшись за весла мы довольно быстро и весело добрались до места стоянки. На берегу нас уже ожидали ребята из другой подгруппы. Они высматривали нас, чтобы мы случайно не проскочили мимо них.  Место они выбрали неплохое. Ровное и с дровами. Вечером у костра старшее поколение делилось «жизненной мудростью» с молодёжью. Довольно громко делилось. Когда одни устали говорить, а другие слушать, то все разбрелись по палаткам.  Завтра тяжелый день. Для всех. Студентам  надо будет осваивать лодки, а нам топать пешком.

На утро наша подгруппа старалась побыстрее закончить бивуачные дела и выйти на маршрут. У двух участников Вовы и Антона  рюкзаки совершенно не подходящие. Прямо скажем городские рюкзаки. Много туда не положишь. Сложилась странная ситуация, когда вся тяжесть общественной нагрузки легла на хрупкие женские плечи. Глядя на это Антон забрал тяжелый рюкзак у Юли и отдал ей свой. То же пытался сделать и Вова, но Лена свой рюкзак отдавать отказалась, мотивируя это тем, что он ей идет к цвету куртки.

Стоило нам только покинуть стоянку, как начался дождь. Этот  дождь сопровождал нас весь день и даже вечер пока мы не закончили движение. Самым примечательным в этот день наверное было два события. Это невесть откуда взявшаяся картошка, разбросанная по лесным дорогам и косуля, которая обнаглела настолько, что чуть было не сбила с ног участников нашей группы.  В остальном день был будничным, практически ничем не выделялся из многих других. Опять болота, опять блуждание по лесам, опять поедание дождевых червей и много споров и шуток.

Недалеко от Лутыще мы вполне могли бы остаться на ночевку в ближайшем лесу, но нас любезно пригласили в гости в Куземин. По карте туда всего 5-7 км. Но это по карте. Там (в карте) сухо и тепло. В ботинках не хлюпает и ноги не разъезжаются в грязи. Поэтому вместо предполагаемых полутора-двух часов этот путь оказался длиней и дольше. В Куземин мы вошли в пол десятого вечера, пройдя аж 38 км. с тяжелыми рюкзаками. Думаю не  стоит говорить, что все устали ужасно.  И даже Ника уже ели- ели перебирала лапами. У неё даже не осталось сил, чтобы перегавкиваться с другими собаками.

В тепло и сухость мы попали только к одиннадцати вечера. Хозяева уже устали нас ждать. Но все признаки гостеприимства были на лицо. Горячий ужин, протопленное помещение,  пусть и холодная, но вода для смывания слоев грязи. Спать мы повалились на полу. Хорошо там. Сухенько и мягонько.  О даже не это главное, а то что за ночь успели просохнуть практически все наши шмотки и утром их было очень даже не мерзко одевать.

На завтрак мы решили зайти к еще одной старинной знакомой  члену туристкой группы Непоседы Софии. Она разрывается между Харьковом и Куземиным. Но нам повезло и она была в Куземине и радушно нас встретила. Как обычно бывает, за гостеприимство мы отблагодарили её ударной работой по хозяйству. Дров нарубили, деревья попилили, козочек посмотрели и так по мелочи. За то София согласилась побыть нашим  гидом на сегодняшнем маршруте.   Уже по традиции мы зашли на пасеку, где купили мед в сотах. Пожалуй это самый вкусный мед который мне приходилось пробовать за всю свою жизнь. Набрали воды из колодца с невероятно вкусной водой и через заливные луга, не спеша отправились к Бельскому городищу. Красивые места там. И экология хорошая. Исторические места. Туда надо еще раз специально идти, чтобы насладиться природой и историей сполна.

К вечеру мы добрались до места нашей последней ночевки. Хорошее место. На берегу прекрасной реки. Высокий берег. Сосновый бор. Практически нет комаров. Вторая подгруппа к сожалению не успела подойти к назначенному месту и им пришлось заночевать, где-то под Куземиным. Но это не страшно. Утром мы все равно встретились. Совместно позавтракали и начали разбирать байдарки. Дело это не хитрое и работа спорилась. Собрав все наши походные шмотки, мы выдвинулись к трассе Бельск-Котельва.

Даже не успев поголосовать как следует к нам подкатил таксо с прицепом. Он ехал забирать других туристов, но они еще не сложились и чтобы не терять время он сначала отвез наши байдарки и рюкзаки. Понятно, что все поместиться в машину мы не могли, поэтому оставшиеся пошли в Котельву пешком. На автовокзале мы сразу договорились с водителем маршрутки и загрузили наши пожитки в автобус. Восемь рюкзаков и две байдарки занимают все пространства двух последних рядов  автобуса. Вот так, как говориться «в тесноте, но не в обиде» мы и завершили наш поход. Не буду расписываться за других, а мне очень понравилось. И отдохнули, и напряглись местами. Всего было в меру.

Все фотографии с этого похода

Категория: Многодневные походы | Добавил: Непоседа (19.05.2015)
Просмотров: 691 | Теги: водо-пеший поход, байдарочный поход, поход по Ворскле, комбинированный поход, поход с Непоседами, Куземин, Котельва, Ворскла, Бельское городище | Рейтинг: 5.0/4