Воскресенье
05.05.2024
Категории
Однодневные походы [25]
Отчеты о туристических походах проведенных в рамках одного выходного дня.
Походы с детьми [8]
Туристические походы для детей возрастом от 5 до 12 лет.
Экскурсионные путешествия [4]
Отчеты о туристических поездках в другие города с осмотром достопримечательностей и музеев.
Водные походы [5]
Многодневные походы [41]
Отчеты о походах где есть хоть одна ночевка.
Погода

влажность:

давление:

ветер:

Туристская группа "Непоседы"

Главная » Статьи » Однодневные походы

Факел

Поход этим маршрутом не предполагал быть захватывающим. Если посмотреть на карту, то станет понятно, что это уже степная часть Харьковской области. И если бы не посадки, которые режут бескрайние просторы на мелкие клаптики лоскутного одеяла, то зацепится взгляду было не за что до самого горизонта. Однако основной целью нашего похода была не осмотр красот природы, а посетить место нетривиальных событий произошедших 40 лет назад. Не буду вдаваться в подробности тех событий. Очевидцы, с которыми нам удалось переговорить, в целом подтвердили все то, что можно прочесть в Интернете. Но вся изюминка в деталях. В официальной хронике не напишут того, что расскажут простые очевидцы.

Теперь про сам поход. Стартовали мы с Автовокзала, что на Леваде. Билет 23 грн. на Мерседес-Спринтер. Доехали удобно, быстро. Водитель любезно высадил нас там,  где нам было удобно. Уже на месте старта перед нами раскинулись бескрайние просторы Красноградского района. В складках местности прятались села и дороги. Чтобы скрасить себе дорогу решили идти по краю большого оврага. Для этого надо было пересечь поле еще на созревшей ржи. Удивительно наблюдать, как городской житель с любопытством рассматривает эту самую рожь. Вроде бы все знают, что такой злак есть, что из него хлеб черный получается, а как выглядит не знают. У них была возможность сорвать колоски, потрогать их руками, очистить зернышки и насладиться их вкусом. На удивление недозревшая рожь оказалась очень сладкой и нежной. Вполне может заменить семечки.

Когда мы вышли на край оврага, то сделали первый привал. Пока я клеил карту маршрута, девчонки наслаждались раскинувшимися перед ними видами. Внизу в овраге паслось стадо пестрых коров. Вдали, в густой траве лежали два человека. Очевидно это были пастухи. Посадки и складки местности учтиво убрало все следы хозяйственной деятельности и если закрыть глаза на трассу, по которой изредка проносились машины, то можно было подумать, что вы смотрите на дикие, не заселенные районы.

Склеив карту мы тронулись в путь. Тем умеренный. Без напряга. Не прошло и пяти минут ходьбы, как раздался крик боли и отчаянья. В слезах к нам подбежала Тома. Оказывается её ужалила оса в область между безымянным пальцем и мизинцем. Область достаточно чувствительная и такой укус может в корне поменять настроение Тамары в этом походе. Вспомнив совет врача как оказать помощь в таком случае, начинаю действовать. Быстро готовлю жидкую грязь из грунта и накладываю на место укуса. Я не знаю как это работает, но опухоль не распространяется за границы покрытые жилкой грязью. Метод мной неоднократно проверенный, поэтому могу рекомендовать.

Пройдя свалку остатков бетонных конструкций под мостом, пересекаем новую трассу Харьков-Симферополь. Вышли в район полей. С одной стороны кукурузное поле, с другой подсолнух. На стеблях кукурузы молочные початки. С превеликим удовольствием скушали по  одному сладкому початку и продолжили путь к селу Первомайское. Таня все порывалась и подсолнух обнести, но еще рано. Семечки уже есть, но еще не сформировались.

Как я не старался избежать асфальта, но проселочная дорога вывела нас на дорогу от трассы к селу. Хоть она и не нагружена, но тем ни менее сначала мимо нас промчался  на огромной скорости МАЗ бензовоз, а затем шестерка, которая была в миллиметре от  того, чтобы сбить меня идущего по бровке на другой стороне дороги. Появилось жгучее желание потрогать руками лицо водилы.  На подходе к селу у перекрестка стояла машина схожая на обидчика. Вроде не она думаю я, а девчонки в два голоса: она, она. Ну пошел я к ней разбираться. Хорошо, что хватило ума сначала спросить у мужичка, что там сидел, он ехал или нет. Пока уточнял это лицо трогать надо или другое, та самая шестерка промчалась в обратном направлении с еще большей скоростью.

Тогда роль мужика из потенциального потерпевшего изменилась на очевидца. Многого  рассказать к сожалению он не мог, так как в момент событий проживал в Краснограде. Решив не тратить время на сомнительного очевидца, пошли по селу в поисках людей. Поймали деда на велосипеде. Он куда-то спешил и рассказ его был достаточно скомканный, но он дал наводку на того кто сможет нам все рассказать. Дойдя до колодца, стали звать хозяйку-очевидца. Однако несмотря на настежь открытые ворота и полчища крякающей, мяукающей, блеющей и хрюкающей живности  хозяйки видно не было. Потоптавшись минут десять у ворот и никого не дождавшись, пошли дальше. Уже на подходе к газоконденсатной станции. И тут нам попался самый лучший очевидец какого можно было только желать. На момент событий ему было 16-17 лет. Это тот самый возраст, когда есть дело до всего и в каждую щель хочется сунуть свой нос. Много интересного он нам рассказал. Правда вы должны понимать, что колхозники как рассказчики никакие. Поэтому если вы хотите что-либо узнать, то надо задавать наводящие вопросы. В таком режиме мы и пообщались. Как я уже упоминал ранее, практически все подтвердилось. Только окрасилось в яркие цвета реальных событий. Если вы обладаете хоть какой-нибудь фантазией, то вы легко можете представить себе пылающий овраг, факел высотой метров в сто, горящие избы, тогдашнюю молодежь, тусующуюся  у факела и многое другое.

Закончив с расспросами продолжили путь по тому самому оврагу, где все происходило. Сейчас там склон оврага густо утыканный кранами газовых скважин. Наверное не меньше десятка. А с другой стороны построили газоконденсатную станцию. Чтобы далеко газ не транспортировать. По оврагу дошли до посадки где сделали первый привал. Дорога довела нас опять к трассе Харьков-Симферополь. Только на этот раз мы пересекли её по длинному, темному и прохладному тоннелю. Даже возникло желание остаться там на некоторое время, настолько разнилась температура на улице и под землей. С другой стороны трассы перед нами возникла буровая станция. Достаточно большое технологическое сооружение. Прямо напротив её сделали привал и сидя наслаждались тем как другие работают. Нас тоже заметили. Посидев немного и вспомнив что на огонь, воду и работу других людей можно смотреть вечно, мы пошли дальше. Рабочие со станции провожали нас детской песней: «Вместе весело шагать по просторам…». Это было прикольно.

Затем мы вошли в село Крестыще. Достаточно большое село. Сразу видно, что раньше хозяйство было крепкое. Улицы асфальтированы, большой пруд в центре села с укрепленной бетонными плитами дамбой. Большое стадо коров, видимых нами в начале пути в овраге, пастух и пастушка погнали с дневной дойки на пастбище. По пути они (коровы) зашли в пруд освежиться. В этом же пруду омывали свои ноги и мы.

Местные мальчишки настоятельно не рекомендовали нам купаться в пруду. Говорят стекол много по над берегом. Отдохнув немного в тени ив мы продолжили наш путь к месту встречи с Егором. По семейным делам он не мог выдвинуться вместе с нами, поэтому ему пришлось догонять нас на маршруте. Наверное не стоит лишний раз говорить, что все фруктовые деревья по ходу нашей группы подвергались нападению. И это не полчищ саранчи надо опасаться крестьянам, а проголодавшихся туристов.

В назначенное время мы встретили Егора и весь отрезок пути до села Светлое пришлось ему в красках пересказывать что мы успели посмотреть. В Светлом нам попались абрикосы густо усыпанные уже созревшей ягодой. На лавочке недалеко сидела женщина. Постеснявшись лезть на дерево без спросу, спросили не будет ли она против если мы немного сорвем ягод. На что в лучших традициях украинской ментальности услышали: «Ну а чего против. Оно не мое, поэтому берите много». В этой фразе многовековая культура добрососедских отношений в сельской местности. Послушав её совета, взяли много. Настолько много, что ели абрикосы всю оставшуюся дорогу, на привале, на станции и доже в электричке. Когда я выходил из электрички, в кульке еще оставалось две ягоды. Нет, нет! Я не считал, кто сколько съел. Это так, на подсознании.

Совершенно незаметно и абсолютно без напряга подошли к месту нашего основного привала. Это было озеро. Выбрав место дислокации песчаный пляж, мы вспугнули троицу отдыхавшую там же. Быстро собрав вещи, они поспешили ретироваться. В нашем распоряжении очутился весь пляж. Кроме нас никого не было. Вода была хоть и теплая, но дарила долгожданную свежесть. Приняв водные процедуры, устроились на обед. Хорошо когда нет острой необходимости спешить. Посидели. Расслабились.

После обеда идти было гораздо веселее. Тем более, что конечная точка маршрута была совсем недалеко. Основную часть остатка пути пришлось идти по железнодорожным  путям. Идти по крупному гравию не очень удобно, но по другому уже не получалось. Зато я наконец-то разобрался как работает автоматика семафора. Когда мы подошли к конечной точке маршрута станции Широкая, то кроме нас там не было никого. Девчонки пошли спрашивать воду у станционных смотрителей. Через пару минут молодой мужчина с двумя ведрами пересек железнодорожные пути и скрылся в густых зарослях посадки на другой стороне. За ним хвостиком просеменили Тамара и Таня. Оказывается там колодец и девчонки набрали вкуснейшей воды. Она аж сладкая. К приходу электрички подтянулся честной люд. Однако несмотря на это, когда пришла электричка народу в вагоне было крайне мало. Традиционно по дороге домой коротали время за картами.

Вот в общем и целом все, что могу рассказать про этот поход. Казалось бы совершенно рядовой поход был украшен приятными мелочами, которые сделали его не рядовым. Маленькая, но очень приятная компания. Не утомительная ходьба. Интересная история. Что надо еще чтобы отвлечься от городской суеты.

Категория: Однодневные походы | Добавил: Непоседа (09.07.2012)
Просмотров: 917 | Теги: поход выходного дня в харькове, подземный ядерный взрыв, ядерный взрыв, Факел, Ядерный взрыв в Харьковской области, непоседы | Рейтинг: 4.4/7